Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Учащемуся - История одной профессии

Я б в экологи пошел…

Термин «экология» (от греческого слова oikos – жилище, местообитания и logos – наука) предложил Э.Геккель в 1986году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Мы не будем останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Лишь отметим, что на современном этапе развития экологических представлений все более четко вырисовывается ее суть.

Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельности человека.

Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим. Экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что условия среды осваиваются организмами на популярно-биоценотическом уровне, а не отдельными особями вида. Это привело к интенсивному развитию учения о биологических макросистемах (популяциях, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное влияние на развитие биологии в целом и всех ее разделов в частности.

Итак, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.

Отсюда, предметом исследования экологии являются биологические макросистемы ( популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.

Из содержания и предмета исследований экологии вытекают ее основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

Краткая история экологии.

Экология как биологическая дисциплина возникла в середине XIX века, но превратилась в самостоятельную науку несколько позже, примерно на стыке XIX и XX веков. Однако еще в древних египетских, индийских, китайских и особенно европейских письменных источниках VIII веков до н.э. можно обнаружить сведения об образе жизни и даже изменениях численности животных и растений. Эмпедокл пишет о связях растений с условиями существования, об их зависимости от окружающего мира. Гиппократ выдвигает исключительно прогрессивные идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Аристотель классифицирует животных по образу жизни, способу питания. Теофраст приводит сведения о зависимости формы и особенностей роста растений от почвы и климата. Широко известны «Естественная история» Плиния Старшего и сочинения других античных философов, где многие явления природы характеризуются с подлинно экологических позиций. И хотя эти описания носили наивный, порою даже фантастический характер, они, безусловно, сыграли положительную роль в истории экологии.

В середине века науки о живой природе развивались крайне медленно из-за религиозного догматизма и схоластики.

В эпоху Возрождения интерес к научным исследованиям, к накоплению знаний о природе проявляется с новой силой. Этот период знаменуется великими путешествиями, открытиями и описаниями новых земель с их растительным и животным миром. Карл Линней (1707-1778) закладывает основы научной систематики, Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в «Естественной истории» (13 томов) много внимания уделяет связям организма и среды, влиянию погодно - климатических факторов на организм. Ж. Ламарк (1744-1829) обращает внимание на значение внешних условий в эволюции животных и растений, а А.Декандоль (1806-1893) в «Ботанической географии» (1855) описывает влияние абиотических факторов на растительные организмы.

Большой вклад в развитие экологических представлений внесли русские естествоиспытатели П.С. Паллас (1741-1811), И.И.Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755) и другие. В их трудах описывается животный и растительный мир Сибири, Дальнего Востока, Урала, Казахстана, делаются обобщения с экологической точки зрения. М.В.Ломоносов (1711-1765) также высказывает идею о влиянии среды на организмы. А.А. Каверзнев в книге «О перерождении животных» (1775) с экологических позиций рассматривает вопрос об изменяемости животных. А.Т. Болотов (1738-1833) в труде «Примечания о травах вообще и о различии их» разработал классификацию местообитаний растений, не потерявшую своего смысла и в наши дни.

В XIX веке выделяются в самостоятельные дисциплины география растений и географию животных, что имело особое значение для развития экологии. Этот период связан с деятельностью немецкого естествоиспытателя А.Гумбольда (1769-1859). В 1807 году он создает труд «Идеи о географии растений», где разрабатывает положения об изолиниях, физиономических формах растений, ассоциациях и ряде других по существу экологических понятий, которые позже широко использовались другими исследователями.

Особое место в развитии прогрессивных взглядов в это время занимает деятельность профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858). Рулье по праву считается одним из предшественников Ч.Дарвина и основоположником экологии животных. Он написал более 160 работ. Через все работы проходит мысль, что развитие органического мира обуславливается воздействием изменяющейся внешней среды. Рулье заложил основы экологии животных ( сам термин тогда еще не употреблялся), которая вызвала значительный интерес у последователей.

В 1859 году увидела свет книга Ч.Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов». Значение этого труда для всей биологической науки общеизвестно. Эволюционное учение Ч.Дарвина революционизировало всю биологию и явилось мощным толчком для развития экологии на качественно новой основе.

Однако сам термин «экология» был предложен выдающимся немецким дарвинистом Э.Геккелем (1834-1919) в 1866 году.

К этому же периоду относится деятельность знаменитого ученого, одного из основоположников почвоведения В.В.Докучаева (1846-1903). Работы В.В.Докучаева легли в основу геоботанических исследований, положили начало учению о ландшафтах, дали толчок исследованиям взаимоотношений растительности и почвы.

Развитие экологии связано с именами таких ученых Московского университета, как С.А.Усов, Н.А. Северцов, М.А.Мензбир, П.П.Сушкин, Б.М.Житков, Д.Н. Кашкаров, В.В. Станчивский, Г.П.Дементьев, Н.П.Наумов, А.Н.Формозов, Н.И. Калабухов и других.

Особенно бурное развитие экологии характерно для нынешнего столетия, когда начинают издаваться специальные экологические журналы, появляются капитальные труды по экологии растений и животных. Большой вклад в развитие отечественной экологии внесли Л.А.Зенкевич, С.А. Зернов, Г.Г. Винберг, Г.В. Никольский, П.Д. Ярошенко и много, много других.

На современном этапе экология превратилась в одну из ведущих биологических наук. Это обусловлено тем, что только с экологических позиций становится возможной разработка проблем, связанных с законами интеграции организмов в биологические макросистемы, с рациональным использованием природных ресурсов биосферы, с целым рядом вопросов, возникающих в век научно-технического прогресса и зависящих в той или иной степени от поведения человека индустриального общества в природе.

Поэтому центральным звеном экологических исследований являются биологические системы разного уровня организации, а сама экология является общей биологической наукой.

Еще Дарвин и Геккель рассматривали экологию как науку, в равной степени относящейся ко всем живым существам, а не только к растениям или животным. Таким образом, несмотря на разногласия, экологию следует рассматривать как единую биологическую науку, а экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов – как основные ее разделы.

Структура современной экологии представлена в виде таблицы

увеличить

К началу 70-х годов XX века интерес к состоянию среды обитания вырос до мирового масштаба. И это не случайно: перед человеком встала реальная угроза экологической катастрофы. Понятие «экология», которое раньше использовали в основном биологи, получило широкое распространение. Им стали обозначать разные виды деятельности по исследованию и охране природных ресурсов и окружающей среды.

Люди, занятые этим видом деятельности, в настоящее время относятся к широко известной профессии «эколог». Самым ярким проявлением деятельности экологов часто становятся акции протеста, проводимые «зелеными», но это всего лишь наиболее заметный, но не самый значимый ее элемент. Может показаться, что работа эколога полна романтики, однако это утверждение справедливо лишь отчасти. Об этом мы узнали от нашей выпускницы Настенко Наталии. Она с 2003 года занимается в ОЭБШЦ «ФЛАМИНГО». Ежегодно выезжала в научно-туристические экспедиции. Это позволило ей писать научную работу по теме «Особенности питания птиц на кормовых площадках территории заповедника «Столбы» в период с2005 по 2007 годы». С 2004 года Наташа выступает со своей информацией, научной работой на школьных, районных, городских и краевых научно-практических конференциях и занимает призовые места. Сейчас в клубе занимаются ребята других классов, им очень нравится. Настенко Наташа связывает свое будущее с профессией эколог.

Предлагаем профессиограмму:

  • Общая характеристика профессии – специалист в области биологических систем, охраны окружающей среды.
  • Содержание труда – изучение структуры и функционирования природных и созданных человеком биологических систем, экологическое просвещение, разработка мероприятий по охране окружающей среды, исследование влияния среды на живые объекты, изучение влияния промышленных отходов на растительный мир.
  • Необходимые знания – природоохранное законодательство, основы генетики, физиология растений и челове5а, гидрологии, почвоведения и другое.
  • Профессионально важные качества – аналитическое мышление, наблюдательность, организованность, внутренняя дисциплина, гражданская смелость, долговременная структурированная память.
  • Требования к индивидуальным особенностям специалиста – устойчивая социально-нравственная мотивация, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.
  • Медицинские противопоказания – кожные и аллергические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевание сердечно-сосудистой и нервной систем, психические заболевания.
  • Области приложения усилий : наука, промышленные предприятия, строительные компании, средства массовой информации, государственные природоохранительные организации, частные компании, проектные институты, муниципальные службы, заповедники, органы власти, некоммерческие и международные организации, учебные заведения.

    В настоящее время существуют различные профессии экологического профиля.

    Экономист-эколог – создание условий воспроизводства, стабильной экологической обстановки; организация деятельности в сфере природопользования; анализ экономического ущерба от загрязнения или потребления ресурсов.

    Инженер – эколог – проектирует устройства по очистке сточных вод или глушителей шума.

    Эколог-законодатель - разрабатывает экологические законы и нормы

    Лаборант – эколог – рабочая профессия, включающая работу по различным видам анализа.

    И другие специалисты.

Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

Принято говорить, что эколог – профессия будущего. Это не так. Эколог – не прост профессия будущего. Это профессия, без которой нет будущего. Ведь не зря экологов еще называют «докторами (или целителями) природы»

Литература:
школьный учебник «Экология»,
В.А.Радкевич «Экология»,
Поликарпов Э.А. «Эколог – не должность, эколог – профессия»,
Детский экологический журнал «Муравейник»,
Энциклопедия для детей «Выбор профессии» ,

Сайты, которые использованы при подготовке материала:
http://www.ecoreal.ru/no04_07.htm
http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/4/060404.htm
http://econom.usue.ru/kafedri/eko.doc
http://www.primochka.ru/textpage.asp?text=1559


<< Вернуться