Карьера: Учащемуся
Основные понятия профориентации
-
Активность
- способность человека
производить жизненно значимые преобразования; поведение,
направленное на изменение ситуации или отношения к ней.
-
Амбиция
- обостренное самолюбие.
-
Анкета
(фр. enguete - список вопросов)
- набор логически
связанных вопросов для получения первичной социологической и
социально-психологической информации.
-
Банк
вакансий
- информация о вакантных
(свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
-
Безработица
- приостановление трудовой
деятельности на длительный срок из-за невозможности
трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть
экономически активного населения не может найти себе работу.
-
Безработные
- трудоспособные граждане,
которые по независящим от них причинам не имеют работы и
заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной
службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и
готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей
работы.
-
Биржа
труда (служба занятости)
- государственная
организация, на которую возложено решение вопросов
трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице;
организации профессиональной подготовки и переподготовки и
общественных работ.
-
Вакансия
- свободное место, незанятая
должность.
-
Востребованность
профессии на рынке труда
- соотношение емкости спроса
и емкости предложения на рынке труда.
-
Высшее
профессиональное образование
- образование, цель
которого – подготовка и переподготовка специалистов
соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в
углублении и расширении образования на базе среднего (полного)
общего, среднего профессионального образования. Может быть
получено в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное
или среднее профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное образование по
сокращенным ускоренным программам.
-
Должностная
инструкция
(иначе - описание работ)
- нормативный документ,
регламентирующий деятельность работника в структуре организации,
определяющий организационно-правовое положение, содержание и
условия его эффективной работы.
-
Должность
- комплекс необходимых
служебных обязанностей человека на его рабочем месте.
-
Дополнительное
образование
- образовательные
программы различной направленности, реализуемые за рамками
основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях,
домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии).
-
Жизненная
перспектива
- целостная картина будущего
в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от
которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и
смысл жизни.
-
Жизненное
самоопределение
- это определение себя
относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация
себя на основе этого самоопределения.
-
Заработная
плата
- 1) цена рабочей силы,
определяемая в ходе переговоров между работниками и
работодателями при участии государства, обеспечивающего
соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного
вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад,
отражающая стоимость его труда.
-
Индивидуальный
стиль деятельности
- устойчивая
индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов
выполнения деятельности, позволяющая людям с разными
индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной
эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя
индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
-
Инициатива
- побуждение к действию,
готовность к принятию решений и самостоятельным активным
действиям, сознательное их выполнение.
-
Интеллект
- свойство личности,
выражающееся в способности отражать в сознании предметы и явления
объективной действительности в их существенных связях и
закономерностях; общая познавательная способность, определяющая
готовность человека к усвоению, сохранению и использованию знаний
и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
-
Интерес
- форма проявления
познавательной потребности, способствующая более полному и
глубокому отражению действительности. Субъективно интерес
обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту
интереса.
-
Интуиция
(от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)
- знание, возникающее без
осознания человеком путей и условий его получения; способность
без логического продумывания находить правильное решение
проблемы.
-
Карьера
- субъективно осознанный
трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов,
связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной
лестнице (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той
или иной области (общественной, служебной, научной,
профессиональной) деятельности.
-
Квалификация
- 1) степень и вид
профессиональной подготовленности человека, наличие знаний,
умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2)
характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в
зависимости от ее сложности; 3) степень профессиональной
готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках
определенной профессии, специальности.
-
Классификация
профессий
- объединение профессий в
группы в соответствии с установленными критериями: отрасль
экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д.
(например, классификация Е.А. Климова по предмету труда,
классификация Дж. Голланда по типам профессий).
-
Коммуникативные
способности
- вид способностей,
проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека
в различных областях деятельности.
-
Конкуренция
на рынке труда
- наличие большого числа
покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность
свободно входить на рынок труда и покидать его.
-
Конкурентоспособность
- способность выдержать
конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов;
соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу
работодателя.
-
Курcы
профессиональной подготовки
- образование,
позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения,
необходимые для выполнения определенной работы, не
сопровождающееся повышением образовательного уровня.
-
Мастерство
- высокий уровень развития
человека как субъекта профессиональной деятельности.
-
Медицинские
противопоказания
- перечень заболеваний,
препятствующих обучению и работе по данной профессии.
-
Методы
оценки персонала
- способы проведения
испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование,
анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод,
социологический опрос и др.).
-
Мотивация
- использование мотивов
поведения человека в целях управления его деятельностью; создание
условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и
работодателя.
-
Мотивы
профессиональной деятельности
- внутренние побуждения,
определяющие направленность профессиональной активности человека
в целом и ориентации человека на саму профессиональной
деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей
факторы (заработок, льготы и др.)
-
Навыки
- автоматизированные
компоненты сознательного действия человека, которые
вырабатываются в процессе его выполнения.
-
Начальное
профессиональное образование
- подготовка работников
квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного
общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального образования (профессионально-технических и др.
училищах).
-
Образовательная
область «Технология»
- часть федерального
образовательного стандарта, включающая элементы производственного
обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования
практических навыков и умений.
-
Образовательные
уровни (образовательные цензы)
- 1) основное общее
образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное
профессиональное образование; 4) среднее профессиональное
образование; 5) высшее профессиональное образование; 6)
послевузовское профессиональное образование.
-
Общие
способности
- – система
свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и
продуктивность в овладении знаниями.
-
Одаренность
- 1) качественно своеобразное
сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения
деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика
познавательных возможностей и способностей к учению; 3)
совокупность задатков, природных данных, характеристика
выраженности и своеобразия способностей.
-
Ошибки
в выборе профессии
- затруднения в выборе
профессии, связанные с субъективными искажениями или
недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих
индивидуально-психологических особенностей; несформированностью
ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и
принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью
ситуации выбора.
-
Повышение
квалификации
- рост профессионального
уровня работников для реализации возможности выполнения работ
более высокой сложности.
-
Подготовительные
курсы
- краткосрочная (от 2-х
недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в вузы и ссузы по
всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование,
тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная,
очно-заочная - для иногородних.
-
Предмет
труда
- система взаимосвязанных
признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и
нематериального порядка.
-
Престиж
(от фр. prestige - авторитет, влияние)
- результат соотнесения
социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей,
сложившейся в данной общности. Престижность - значимость,
привлекательность, приписываемая в общественном сознании
различным сторонам деятельности людей: социальному положению,
профессии.
-
Проектирование
профессионального пути
- создание
профессионального проекта, включающего оценку возможностей и
потребностей человека, внешних условий; определение образа
желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на
основе сопоставления возможностей и потребностей человека с
внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения
желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов
для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.
-
Профессионализация
- -
процесс становления профессионала, включающий выбор человеком
профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;
освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение
опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности
средствами профессии.
-
Профессионализм
- высокая
подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая
возможность достигать значительных качественных и количественных
результатов труда при меньших затратах физических и умственных
сил на основе использования рациональных приемов выполнения
рабочих заданий.
-
Профессиональная
адаптация
- приспособление человека к
новым для него условиям труда (ее разновидность -
производственная адаптация как приспособление к условиям
конкретного труда в данной производственной группе).
-
Профессиональная
информация
- информация о состоянии и
перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и
специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку,
условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях
трудоустройства.
-
Профессиональная
компетентность
- сочетание
профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта
работы и профессионально важных качеств человека.
-
Профессиональная
мотивация
- побуждения, которые
обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение
профессиональных обязанностей.
-
Профессиональная
обучаемость
- готовность к
профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда,
профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление
человека к обновляющимся профессиональным условиям.
-
Профессиональная
ориентация
(от франц. orientation - установка)
- комплекс мероприятий,
направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее
получения и трудоустройства в соответствии с желаниями,
склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка
труда.
-
Профессиональная
подготовка
- приобретение
обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной
работы, группы работ; профессиональная подготовка не
сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
-
Профессиональная
пригодность
- сочетание
психологических и психофизиологических особенностей человека,
необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда
при наличии специальных знаний, умений, навыков.
-
Профессиональная
проба
- профиспытание или
профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида
профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид,
способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
-
Профессионально
важные качества (ПВК)
- индивидуальные особенности
человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и
осуществления профессиональной деятельности.
-
Профессиональное
призвание
- идеальное совпадение
своих интересов, склонностей, способностей с требованиями
конкретной профессии; высшая степень профессионального
мастерства.
-
Профессиональное
резюме
- краткое жизнеописание
потенциального работника, где указывается его образование, опыт
работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и
другая информация, которая может заинтересовать работодателя.
-
Профессиональное
самоопределение
- процесс формирования
отношения к профессиональной деятельности и способ ее
самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных
и социально-профессиональных потребностей, который происходит на
протяжении всего жизненного и трудового пути.
-
Профессиональные
болезни
- заболевания, вызванные
неблагоприятными факторами производственной среды.
-
Профессиональные
вредности
- факторы
производственной среды и условий труда, которые могут вызывать
ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность,
производственные шумы и т.д.).
-
Профессиональные
намерения
- осознанное отношение к
определенному виду профессиональной деятельности, включающее
знания о профессии и путях ее получения.
-
Профессиональные
ожидания
- мысленные представления о
своих возможных профессиональных успехах или неудачах.
-
Профессиональные
притязания
- стремление достичь
результата определенного уровня профессиональной деятельности.
-
Профессиональные
склонности
- избирательная
направленность человека на определенную профессиональную
деятельность, побуждающая заниматься ею.
-
Профессиональные
способности
- -
индивидуально-психологические свойства личности человека,
отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и
являющиеся условием ее успешного выполнения.
-
Профессиональный
отбор
- изучение и вероятностная
оценка пригодности человека к овладению специальностью и
успешному выполнению профессиональных обязанностей.
-
Профессиональный
план
- 1). образ профессионального
будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель;
цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их
достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2).
представления человека о профессиональной деятельности,
сложившиеся на основе его склада характера, склонностей,
интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
-
Профессиональный
подбор
- подбор профессии (не
предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по
критерию профессиональной успешности.
-
Профессиональный
потенциал
- совокупность возможностей и
способностей для освоения и совершенствования в профессиональной
деятельности.
-
Профессиональный
тренинг
- система приемов,
направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека
необходимых профессиональных качеств.
-
Профессия
- вид трудовой деятельности,
являющийся источником существования и требующий определенной
квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки
и опыта работы.
-
Профильный
класс
- форма подготовки школьников
по определенному профилю к поступлению в высшие и средние
специальные учебные заведения (например, гуманитарный,
инженерный, медицинский, физико-математический класс).
-
Профконсультант
- специалист, оказывающий
психологическую помощь в выборе профессии.
-
Работоспособность
- потенциальная возможность
человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом
уровне в течение определенного времени.
-
Рабочая
сила
- 1) товар на рынке труда; 2)
экономическая категория, выражающая способность к труду;
совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний,
умений и навыков человека, использующего их для производства
жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд
на рынке рабочей силы.
-
Рынок
образовательных услуг
- система образовательных
услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на
территории.
-
Рынок
труда (рынок рабочей силы)
- система, позволяющая
продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям
(работодателям) найти работников, которые им требуются для
ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.
-
Самооценка
- оценка человеком своих
ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения
личности, от которого зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение
к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное
развитие.
-
Способности
- -
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условием успешного выполнения продуктивной деятельности.
-
Среднее
профессиональное образование
- подготовка специалистов
среднего звена образования на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования.
Может быть получено в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования или на первой ступени высшего
профессионального образования.
-
Творчество
- деятельность, результатом
которой является создание новых материальных и духовных
ценностей.
-
Тест
- в психологии -
фиксированное во времени испытание, предназначенное для
установления количественных (и качественных)
индивидуально-психологических различий; основной инструмент
психодиагностического обследования.
-
Тестирование
(от англ. test - опыт, проба)
- метод психологической
диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи
(тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в
психологическом консультировании.
-
Требования
профессии к человеку
- требования, которые
предъявляет профессия к личности работающего.
-
Труд
- 1) целесообразная
деятельность человека, направленная на создание материальных и
духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и
физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства
материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности,
работы, произведение.
-
Трудовые
отношения
- совокупность регулирующих
правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу
отношений занятости.
-
Трудовые
ресурсы
- часть населения страны,
имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.
-
Трудолюбие
- черта характера,
заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой
деятельности.
-
Удовлетворенность
трудом
- эмоционально-оценочное
отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее
протекания.
-
Уровень
притязаний
- выбор человеком цели,
которая может соответствовать или не соответствовать
интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям
человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний,
отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в
достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.
-
Условия
труда
- сочетание социальных и
производственных факторов, в которых работает человек (оплата
труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические,
санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).
-
Формы
обучения
- дневная, очно-заочная,
вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.
-
Целеполагание
- это определение, построение
цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на
конечные и промежуточные результаты труда.
-
Ценностные
ориентации
(от франц. orientation - установка)
- установки человека, которые
формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в
целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.
-
Человеческие
ресурсы
- население,
составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный
потенциал страны.
-
Эффективное
поведение на рынке труда
- способность успешно решать
вопросы своего трудоустройства.
-
Эффективность
труда
- показатель объема труда,
вложенного в организацию работником.
|