Шомахмедова Татьяна Владимировна | |
-:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору | |
|
ДизайнерДизайнер - это технолог жизни. Все, чего касается дизайнерская мысль, становится не только красивым, но удобным и функциональным. Сфера дизайна охватывает множество направлений - промышленный дизайн, организация городской и сельской среды, проектирование интерьеров и рекламы. Задачи дизайнера определяются интересами и запросами общества. Вообще, что такое "дизайн среды"? Под "средой" здесь понимается готовое пространство, а оно, в свою очередь, может быть закрытым или открытым. В первом случае дизайнер проектирует интерьеры, во втором - ландшафт. Например, существуют декораторы - и это целая философия. У нас нет традиции декорирования интерьеров, в эту область вошли и архитекторы, и художники. То же самое можно сказать и про ландшафт. Главным идеологом выступает один человек – архитектор. Ландшафтный дизайн - новое перспективное направление. Горожане XXI в., уже порядком уставшие от окружающих их со всех сторон каменных джунглей, всё чаще обращаются к мыслям о природе. Возникшая в далёкие времена идея художественного обустройства земельных участков, или создания ландшафтных композиций, не утрачивает своей актуальности и до сих пор. Эти «уголки растительного мира» призваны создавать людям настроение и поддерживать их связь с природой, украшая собой городской парк, пространство перед офисом или же участок загородного дома. История профессииСвоим рождением ландшафтный дизайн обязан традициям садово-паркового искусства прошлых веков. Внешнее убранство старинных замков и усадеб может подсказать дизайнеру множество идей. Пейзажный парк - самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором дорожки и аллеи прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко называют английским парком. Новые веяния в архитектуре XIV—XV вв. были связаны с учением буддийской секты Дзэн (Созерцание). Секта призывала не только любоваться природой, но и стремиться увидеть в ней общие законы мироздания. Приобщаясь к природе, можно найти путь к истине, просветлению. Важным новшеством дзэнских монастырей стали особые символические сады, где на небольшом участке земли художник настолько искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление далёкого пространства. В дзэнских садах обычно не было цветущих растений. Главными элементами композиции такого сада были камни, тщательно подобранные по размерам и форме, и вода, которая могла быть как настоящей — в виде водоёма или ручья, так и символической — в виде песка или гальки. Символичность японского искусства достигла вершины в «сухих ландшафтах». Реальное пространство сада такого типа невелико. Оно недоступно и предназначено для созерцания извне. Такой сад — не фрагмент природы, но ее символ. Не имеет особого значения материал — поверхность песка или гравия может обозначать воду, нагромождение камней — водопад; здесь нет, или почти нет, растений. Ландшафтное искусство становится монохромным, как живопись тушью (точность сравнения с живописью, впрочем, относительна — композиция сада создавалась с тонким учетом пространственно-временных эффектов, которые возникают при переменах положения зрителя). Одна из лучших композиций такого типа — сад камней Рёандзи в Киото (начало XVI в.). Профессия в современностиС течением времени представления о красоте меняются, достижения науки, и новые технологии также оказывают влияние на окружающий мир. Именно поэтому современные дизайнеры по ландшафту опираются в своём творчестве, как на классические традиции, так и на стили, возникшие совсем недавно. Современному дизайнеру по ландшафту необходимо быть в курсе всех новинок и последних течений в мире дизайна. Хотя порой бывает довольно накладно перекапывать к новому сезону весь участок или переносить в другой угол альпийскую горку. Отдавая дань изменчивой моде, дизайнеру крайне важно не утратить вкус и чувство меры, не поддаться искушению использовать лишь самые дорогие и ультрамодные материалы. Выдающиеся люди данной профессииЛуи Лево (около 1612—1670), Уникальные стороны профессииЧеловеку этой профессии помимо художественного вкуса и пространственного мышления необходимы всесторонние знания как технических, так и гуманитарных дисциплин, ибо при разработке успешного проекта ему приходится выступать в роли архитектора и конструктора, технолога и механика, а также искусствоведа, садовника и флориста. Ему предоставлены широкие возможности для проявления художественного вкуса и творческих способностей, ведь, воплощая свои идеи, он может составлять композиции, используя самые разнообразные объекты и материалы: клумбы с посадками, композиции из дерева, камня, ракушек, стекла, всевозможные виды газонов, дорожки, беседки и даже декоративные водоёмы. Дизайнерская фантазия ограничена лишь условиями климата, пожеланиями клиентов, их социальным статусом и финансовыми возможностями. Мастер ландшафтной архитектуры подобен скульптору, когда «лепит» поверхность земли, подчеркивая ровность партера бархатистой фактурой тщательно ухоженной стриженой травы, а крутизну склона — террасами или подпорными стенками, и формирует купы свободно раскинувшихся или геометрически правильных деревьев и кустарников. Как живописец, он «пишет» пейзаж яркой зеленью травы, светлыми тонами ив и берез, темными — каштанов и дубов. В отличие от живописного полотна произведение ландшафтного архитектора постоянно меняется в зависимости от времени года и дня, и он обязан предусмотреть, как оно будет выглядеть и в осеннюю пору буйства красных и желтых красок, и зимой, когда это буйство сменяется графической строгостью черных веток и стволов на фоне белизны снега. Его можно сравнить, наконец, и с режиссером, когда он последовательно разворачивает в пространстве ряд сменяющихся картин, чередует ближние и дальние планы, умело размещает природные и архитектурные акценты, заставляя зрителя остановиться там, откуда он увидит красоту преображенной природы во всей ее гармонии. Есть одна особенность, которая отличает творчество архитектора ландшафта от творчества других архитекторов: если автор здания или сооружения видит результат своей работы сразу по окончании постройки, то архитектор ландшафта сможет увидеть окончательное воплощение своей мысли только через много лет. << Вернуться |