Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Михаляк Вера Васильевна, Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору -:|:- Фестиваль профессий -:-
Карьера: Конкурсы - «Фестиваль профессий» - Работы

Гувернантка

В последнее время появилось много новых профессий, о которых еще 10 лет назад никто в России и не слышал. Но кроме них возрождаются и те, о которых просто забыли. Например, профессия гувернантки.
В моем представлении гувернантки - это явление 19-го века, когда за дворянскими детьми всюду ходили чопорные особы, разговаривающие строго по-французски. А сейчас 21-й век, и вдруг... Возрождение.
Но, оказывается, совсем не вдруг. Во всем мире эта профессия широко известна, существуют специальные школы и агентства, которые готовят гувернанток.
- До революции в России гувернерство было уважаемо, поскольку эти люди были очень образованными, ведь они - учителя и воспитатели в одном лице. В советское время профессию стали считать пережитком прошлого, она пришла в упадок, почти исчезла. Гувернанток могли нанимать только богатые и высокопоставленные чиновники. К тому же теперь они выполняли еще и обязанности домработниц, поэтому уважали их меньше, считая профессию второсортной. Сейчас она возрождается. В России открыто несколько школ гувернанток, в основном на западе.

На Дальнем Востоке эта профессия еще только входит в свои права: спрос на нее есть, но небольшой.
Несмотря на дефицит желающих, гувернанткой может стать не каждая. Оно и понятно: нужно уметь не просто присматривать за детьми, но и учить их. Поэтому принимают женщин с педагогическим образованием и старше тридцати лет. В таком возрасте у них уже есть опыт обращения с детьми: своими, так как к этому времени большинство женщин становятся матерями, или чужими, если работают по специальности. Раньше для мальчиков нанимали гувернеров, но к ним не обращался ни один мужчина, который хотел бы получить эту работу. В наше время выбор профессий огромен, но, скорее всего, женщинам гувернерство близко из-за материнского инстинкта. А лишенные его мужчины, находят себя в других, более мужских областях.
Но есть и такие, для кого работа с детьми стала призванием. Ирина Михайловна Ивановцева много лет проработала учителем начальных классов. Пока не попала под сокращение. И вот в 42 года она вновь была вынуждена искать работу.
Если гувернантка готовит обед и ухаживает за ребенком, чем же тогда она отличается от няни? Выяснилось, что возрастом ребенка и разделением обязанностей. До трех лет за ребенком смотрит няня, а когда он становится старше - гувернантка. С этого возраста с ребенком нужно заниматься, в 5 - 6 лет - готовить его к школе, а это, несомненно, работа гувернантки. А дополнительные обязанности по уходу за ребенком, которых не было у профессии первоначально, остались от советских времен и прекрасно вписались в современную жизнь. Возникновение новых профессий и возрождение старых очень характерно для нашего времени, в котором старое и новое смешивается, изменяясь. Возможно, со временем гувернерство вернется на прежний высокий уровень, специальные школы откроются и у нас в области. А девушки перестанут мечтать об эстраде и кино, выбрав для себя другую карьеру - гувернантки.

История гувернерства в России

Откуда же пошли корни гувернерства в России? В допетровской Руси к детям в обеспеченных семьях часто приставляли «дядек» и «нянек». Но они, как правило, не имели никакого образования и просто присматривали за ребенком, но не учили его. С приходом к власти Петра I ситуация стала изменяться. Образованию стало уделяться значительно больше внимания. Были учреждены учебные заведения, но были запрещены домашние учителя, особенно заграничные, «дабы не внесли какой-либо противности православной вере». После смерти Петра I и прихода к власти Екатерины в дворянских семьях стало очень популярно именно домашнее образование. Более того, при Екатерине был издан указ, «наказывающий» гувернерам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета.

Исключительно для подготовки гувернанток в 1764 году был создан институт благородных девиц, (известный потом как Смольный). Институт полностью финансировался на средства императрицы. Открытием институт благородных девиц было положено начало женскому образованию в России, и более того, Россия в этом опередила все страны Западной Европы. Многие выпускницы института становились гувернантками. Труд гувернанток стал очень хорошо оплачиваем и "гуверненрство" стало очень популярным в России. Дворянство стало с удовольствием приглашать в свой дом гувернанток.

Конец XVIII в. стал расцветом гувернерства. Многие дворяне стали приглашать к себе в семьи воспитателей из Европы. Большинство западных гувернеров являлись очень образованными, а часто и знатного рода людьми.

В последние годы в системе российского образования появилась давно забытая фигура домашнего воспитателя. Семьи с разным достатком, стремясь обеспечить индивидуальный подход к развитию своих детей, приглашают для них гувернёров. При этом родители рассчитывают на то, что гувернёр станет ребёнку умным наставником и другом, сделает его детство содержательным и интересным, будет нести всю меру ответственности за жизнь и здоровье своего воспитанника. Профессиональная подготовка специалистов по домашнему индивидуальному воспитанию детей является малоизученной областью отечественной психологии и педагогики. Поэтому некоторые факты из истории гувернёрства в России представляют несомненный интерес и для самих домашних воспитателей, и для родителей.

По крупицам приходится собирать материалы по гувернёрству в дореволюционной России. В 1862 году в Санкт-Петербурге выходил журнал «Гувернантка». Вышло всего 6 номеров, но, к сожалению, ни одного из них нет в фондах московских библиотек. В более поздние годы XIX века в различных журналах появились статьи по вопросам подготовки гувернанток и гувернёров. Например, в 1890 году журнал «Вестник воспитателя» поместил статью «Каких боннъ мы получаем из Парижа?», в которой давались советы о том, на что следует обращать внимание при приёме на работу домашних воспитателей. Д.И. Писарев в статье «Промахи незрелой мысли» критиковал работу гувернанток и приводил примеры неудачного опыта. В художественной литературе мы находим образы домашних воспитателей, кото- рых с большой симпатией изображали Л.Н. Толстой . «Детство», А.П. Чехов . «На чужбине», А.Н. Толстой . «Детство Никиты», И. Аксаков . «Детские годы Багрова- внука». Есть и такие произведения, где гувернёры выведены как отрицательные персонажи. Например, у Фонвизина в «Недоросле», у Пушкина в «Капитанской дочке». Но это литература. Среди гувернёров дореволюционной России было немало прекрасно подготовленных педагогов, отличавшихся высокой нравственностью, большой эрудицией. Одним из них был домашний педагог А.С. Пушкина граф Монфор - живописец и музыкант. Часто упоминается имя Карла Ивановича Мая - гувернёра Андрея Дашкова (младшего сына министра юстиции России Д.В. Дашкова, литератора и любителя старины). Впоследствии К.И. Май стал основателем Петербургской частной школы, которая была известна не только в России, но и в Европе. Как же была организована работа гувернёров в дореволюционной России? В конце XVIII века был издан Указ, предписывающий гувернёрам и учителям-иностранцам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). «Безаттестатным» грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академий, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения.

В XIX веке изменилось отношение к гувернёрам. Детям стремились дать домашнее воспитание, а потому состоятельные родители искали не просто человека, обладавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Поначалу среди домашних наставников преобладали французы и немцы. С середины XIX века этой профессией всё более овладевают русские. Поскольку режиму Николая I трудно было подчинить контролю всех домашних воспитателей, учителей, наставников, они были объявлены служащими Министерства народного просвещения. В 1834 году вышло Положение о домашних наставниках и учителях, которые отныне должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Обязательными стали «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением, где наставник или гувернёр получил образование, а также отзыв с места его жительства. При этом звание наставника считалось более высоким, чем гувернёр. Гувернёры могли пройти дополнительные испытания и получить звание наставника. Домашние наставники отныне подчинялись губернским директорам училищ, которым и должны были предъявлять свои свидетельства. Наставнику предписывалось: по завершении очередного учебного года предъявлять свои свидетельства, а также одобрительные отзывы от родителей. Звание наставника приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии, учитывалась выслуга лет, что давало право на повышение оплаты труда. С 1853 года наставники и гувернёры стали получать пенсии, хотя и довольно мизерные. В одном из кабинетов, организованном при Министерстве народного просвещения и ведавшем учителями, наставниками и гувернёрами, был заведён «капитал призрения для дряхлых и больных». Точно ли выполнялось Положение 1834 года? Трудно сказать. Но вряд ли хозяева гувернёров допускали (и в столицах, и в уездах) активное вмешательство чиновников в свои семейные дела. Тем более что численность гувернёров в России к тому времени значительно возросла, так как практически все дворянские дети, хотя бы в раннем возрасте, воспитывались гувернёрами. Девочки же, как правило, находились на попечении наставниц почти до замужества. На практике, несмотря на существовавшее законодательство, трудно было себе представить более беззащитное существо, чем гувернантка. Особенно, если она была иностранкой. Рассказы о горестной судьбе юных гувернанток занимают большое место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П. Чехова «Переполох» с описанием того, как гувернантку напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило. «Гувернёры и гувернантки прекрасно понимают, что на них смотрят как на нечто стоящее ненамного выше прислуги и что положение их в той или иной семье далеко не прочное, а потому и они к делу воспитания относятся в большинстве случаев спустя рукава, мечтая только о том, чтобы накопить как можно больше денег», - писал в 1899 году А.А. фон Риттер. Для бедных образованных девушек работа домашней наставницы была единственным средством честно заработать на жизнь. Они к этому и готовились. Гувернантками становились, как правило, в ранней молодости и оставались в этом качестве до глубокой старости. В 1870 году было основано Московское общество воспитательниц и учительниц. При нём имелась рекомендательная контора, был приют для ищущих места, дешёвые квартиры, библиотека, педагогический музей, педагогические курсы и образовательная школа при них, дом призрения для престарелых, пенсионная касса. Аналогичные учреждения открылись и в Петербурге. К сожалению, помощь эта охватила лишь небольшую часть гувернёров, живших в столицах. В провинции не было и такого. Часто гувернантки относились к своим воспитанникам теплее и лучше, чем их родители, в чём проявлялась потребность одиноких женщин в любви и заботе о детях.

Чему же и как учили лучшие гувернёры и гувернантки, наставники и наставницы вверенных им воспитанников? Прежде всего они стремились отгородить своих питомцев от внешнего мира. Эта тенденция была характерна для педагогов XVIII - XIX веков. Она выражалась как в преобладании закрытых учебных заведений, так и в попытках гувернёров создать (не всегда удачно) идеальную атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало реализовать некую педагогическую методу. Несмотря на очевидные недостатки, идея частичной изоляции детей от общества представляется достаточно разумной. Ведь ребёнок, попадая в мир взрослых, в мир непонятных ему фактов и разговоров, либо начинает обезьянничать, пытаясь стать маленьким взрослым и тем самым утрачивая свою личность, либо составляет себе совершенно ложное представление о мире взрослых. Вводить детей в этот мир взрослых следует постепенно и очень осторожно. Главное, чему стремились научить своих питомцев лучшие гувернёры, - это умение трудиться. Они старались сделать так, чтобы их воспитанники «не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки», чтобы из ребёнка не получился «больфан» вроде главного героя «Недоросля». Гувернёры почти всегда много внимания уделяли физическому развитию своих питомцев. Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо переносить трудности. Домашний воспитатель сегодня - это особый образ жизни, при котором человеку во многом приходится перестраивать свою жизнь, подчиняя её стилю и режиму другой семьи, перейти на иное социальное положение. В чём же основное отличие воспитания домашнего от общественного? Главное - это возможность постоянного личного общения педагога с ребёнком. А основная заповедь гувернёра звучит так: «Сначала любить, потом воспитывать». Эта заповедь обрела реальное содержание и прекрасно оправдала себя в современном домашнем воспитании. Задача нынешних домашних воспитателей - взять всё лучшее из опыта прошлых лет и использовать в своей работе, но уже на новом уровне.

Источники литературы:
Еще о истории гувернерства в России
Гувернерство в России: история и современность