Шомахмедова Татьяна Владимировна | |
-:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору | |
Задачи кабинетов профориентации в организации предпрофильной подготовки и профильного обученияСовременная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Немалая роль принадлежит в этом кабинетам профориентационной работы с учащимися. Надо сказать, что кабинеты профориентации существуют при межшкольных учебных комбинатах не первый год. За это время неоднократно менялись подходы к системе профориентационной работы в стране: от примитивных форм, где на первом месте оказываются не интересы личности, а интересы экономики, государства, обороны и т.д. до профессионального самоопределения, сущностью которого является нахождение личностных смыслов в выбираемой и осваиваемой трудовой деятельности. Сегодня профориентация мыслится как процесс индивидуального ориентирования в мире профессий, в обществе, как система оказания комплексной помощи ребенку в выборе профиля дальнейшего обучения и планировании дальнейшей профессиональной карьеры. Главной миссией профориентации является - создание условий для социльно-профессиональной адаптации выпускников и обучающихся, т.е.:
Необходимость выполнения данной миссии определяет задачи профориентации в рамках организации предпрофильной подготовки:
В настоящее время кабинеты профориентационной работы осуществляют следующие функции:
В ходе предпрофильной подготовки на кабинет профориентационной работы возлагаются дополнительные организационные функции:
В межшкольных комбинатах сегодня уже сложилась система работы, позволяющая в большой степени реализовать задачи предпрофильной подготовки: создано научно-методическое обеспечение профориентационной работы с учащимися 8-11 классов, разработаны и активно внедряются программы курсов «На пути к цели», «Твой компас в мире профессий», «Выбор», «Твоя профессиональная карьера» и другие. Система психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора позволяет, начиная с 9 класса, целенаправленно формировать у учащихся готовность планировать, корректировать и реализовывать свои жизненные, личностные и профессиональные перспективы. Постоянно проводимые исследования дают исчерпывающую информацию:
Важным фактором выбора является знание учеником своих индивидуальных возможностей и тех ограничений, которые накладывает состояние здоровья, особенности психики и т.д. Раннее выявление этих ограничений позволяет ребенку избежать стрессов и вовремя найти адекватную альтернативу выбора. Именно поэтому на этапе профильного самоопределения в 9 классе и период становления профессионального выбора в 11 классе необходим медицинский контроль за состоянием здоровья подростков. Действенную помощь в этом оказывают штатные врачи-профконсультаны, работающие в кабинетах профориентации учебных комбинатов города Сургута. Начиная с 9 класса, врачи ведут консультативный прием учащихся и родителей, выявляют степень профессиональной пригодности ребенка к тому или иному виду профессиональной деятельности, постоянно взаимодействуют с медицинскими учреждениями, где наблюдаются учащиеся. Одним из условий эффективной профориентации является работа с учреждениями профессионального образования. Кабинеты профориентации осуществляют сотрудничество с учреждениями профессионального образования всех уровней подготовки и форм собственности, расположенных на территории города, филиалами и представительствами иногородних учебных заведений. На нашей базе регулярно проходят встречи представителей учебных заведений с учащимися, выпускниками, родителями; работают постоянные консультационные пункты для будущих выпускников, где родители и учащиеся могут получить квалифицированную консультацию психолога, методиста, выяснить правовые вопросы получения профессионального образования, стоимость обучения и возможности оплаты. Очень популярной и действенной формой профориентации является ярмарка вакансий «Образование и профессия», учредителем которой является департамент образования и науки города Сургута. Возможности ярмарки позволяют познакомить учащихся одновременно со всем спектром образовательных услуг будущих выпускников и их родителей. Вместе с тем, содержание профориентационной работы, реализуемое сегодня кабинетами профориентации необходимо структурировать, адаптируя к новым задачам, целям и содержанию общего образования. Научно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки требует наличие базового минимума содержания информационной работы в соответствии с образовательной картой города - с одной стороны - и возможность предъявления этого содержания каждым ОУ для каждого ребенка - с другой стороны. В этой ситуации использование возможностей сети Интернет перестает быть непозволительной роскошью. Подготовка учащихся к выбору профиля, профессиональному самоопределению требует большей индивидуализации и перехода от традиционной групповой профориентации к индивидуальному консультированию. Условием успешного решения этих проблем может являться лишь совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса, так как эти проблемы затрагивают интересы конкретного человека и потому выходят на новый уровень - межведомственный, включающий кабинеты профориентационной работы межшкольных учебных комбинатов в социально-образовательную систему города. (Схема возможного взаимодействия кабинета предпрофильной подготовки). Взаимодействие кабинетов профориентационной работы с предприятиями и организациями города и выводит на актуальный уровень новые функции:
Таким образом, для эффективной организации деятельности кабинета предпрофильной подготовки, на наш взгляд, необходимо
|