Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Предпрофильная подготовка

Задачи кабинетов профориентации в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Немалая роль принадлежит в этом кабинетам профориентационной работы с учащимися. Надо сказать, что кабинеты профориентации существуют при межшкольных учебных комбинатах не первый год. За это время неоднократно менялись подходы к системе профориентационной работы в стране: от примитивных форм, где на первом месте оказываются не интересы личности, а интересы экономики, государства, обороны и т.д. до профессионального самоопределения, сущностью которого является нахождение личностных смыслов в выбираемой и осваиваемой трудовой деятельности.

Сегодня профориентация мыслится как процесс индивидуального ориентирования в мире профессий, в обществе, как система оказания комплексной помощи ребенку в выборе профиля дальнейшего обучения и планировании дальнейшей профессиональной карьеры.

Главной миссией профориентации является - создание условий для социльно-профессиональной адаптации выпускников и обучающихся, т.е.:

  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами учащегося, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • прогнозирования профессиональной успешности выпускника в какой-либо трудовой деятельности, построения личной профессиональной перспективы;
  • преодоления трудностей личностного роста, коррекции профессиональных намерений, неадекватных способов реагирования в жизненных ситуациях.

Необходимость выполнения данной миссии определяет задачи профориентации в рамках организации предпрофильной подготовки:

  • научно-методическое и информационное обеспечение профильной и профессиональной ориентации учащихся;
  • информирование и просвещение всех субъектов образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учреждений разного типа и вида в осуществлении информационной и профориентационной работы;

  • оказание профориентационной и консультационной помощи школьникам, их родителям.

В настоящее время кабинеты профориентационной работы осуществляют следующие функции:

  • информационно-справочную, просветительскую (знакомство с образовательными учреждениями, условиями приема и дальнейшего обучения; получение сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства.);
  • диагностическую (помощь в самопознании, выявление интересов, склонностей и способностей, необходимых для формирования практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе);
  • консультативную (помощь в формировании способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии).

В ходе предпрофильной подготовки на кабинет профориентационной работы возлагаются дополнительные организационные функции:

  • концентрация ресурсов различных структур образовательной сети;
  • координация действий структур, входящих в образовательную сеть, по ориентации детей в социуме, в мире профессий.

В межшкольных комбинатах сегодня уже сложилась система работы, позволяющая в большой степени реализовать задачи предпрофильной подготовки: создано научно-методическое обеспечение профориентационной работы с учащимися 8-11 классов, разработаны и активно внедряются программы курсов «На пути к цели», «Твой компас в мире профессий», «Выбор», «Твоя профессиональная карьера» и другие. Система психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора позволяет, начиная с 9 класса, целенаправленно формировать у учащихся готовность планировать, корректировать и реализовывать свои жизненные, личностные и профессиональные перспективы. Постоянно проводимые исследования дают исчерпывающую информацию:

  • о степени удовлетворенности ребенка своим профессиональным выбором в течение всего периода обучения в МУК, в ходе дальнейшего обучения и трудоустройства;
  • о факторах, влияющих на формирование и изменение профессионального выбора;
  • о степени эффективности совместной работы учащихся с психологами и методистами по профориентации МУК.

Важным фактором выбора является знание учеником своих индивидуальных возможностей и тех ограничений, которые накладывает состояние здоровья, особенности психики и т.д. Раннее выявление этих ограничений позволяет ребенку избежать стрессов и вовремя найти адекватную альтернативу выбора. Именно поэтому на этапе профильного самоопределения в 9 классе и период становления профессионального выбора в 11 классе необходим медицинский контроль за состоянием здоровья подростков. Действенную помощь в этом оказывают штатные врачи-профконсультаны, работающие в кабинетах профориентации учебных комбинатов города Сургута. Начиная с 9 класса, врачи ведут консультативный прием учащихся и родителей, выявляют степень профессиональной пригодности ребенка к тому или иному виду профессиональной деятельности, постоянно взаимодействуют с медицинскими учреждениями, где наблюдаются учащиеся.

Одним из условий эффективной профориентации является работа с учреждениями профессионального образования. Кабинеты профориентации осуществляют сотрудничество с учреждениями профессионального образования всех уровней подготовки и форм собственности, расположенных на территории города, филиалами и представительствами иногородних учебных заведений. На нашей базе регулярно проходят встречи представителей учебных заведений с учащимися, выпускниками, родителями; работают постоянные консультационные пункты для будущих выпускников, где родители и учащиеся могут получить квалифицированную консультацию психолога, методиста, выяснить правовые вопросы получения профессионального образования, стоимость обучения и возможности оплаты.

Очень популярной и действенной формой профориентации является ярмарка вакансий «Образование и профессия», учредителем которой является департамент образования и науки города Сургута. Возможности ярмарки позволяют познакомить учащихся одновременно со всем спектром образовательных услуг будущих выпускников и их родителей.

Вместе с тем, содержание профориентационной работы, реализуемое сегодня кабинетами профориентации необходимо структурировать, адаптируя к новым задачам, целям и содержанию общего образования. Научно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки требует наличие базового минимума содержания информационной работы в соответствии с образовательной картой города - с одной стороны - и возможность предъявления этого содержания каждым ОУ для каждого ребенка - с другой стороны. В этой ситуации использование возможностей сети Интернет перестает быть непозволительной роскошью.

Подготовка учащихся к выбору профиля, профессиональному самоопределению требует большей индивидуализации и перехода от традиционной групповой профориентации к индивидуальному консультированию.

Условием успешного решения этих проблем может являться лишь совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса, так как эти проблемы затрагивают интересы конкретного человека и потому выходят на новый уровень - межведомственный, включающий кабинеты профориентационной работы межшкольных учебных комбинатов в социально-образовательную систему города. (Схема возможного взаимодействия кабинета предпрофильной подготовки).

Взаимодействие кабинетов профориентационной работы с предприятиями и организациями города и выводит на актуальный уровень новые функции:

  • концентрация ресурсов различных структур и объектов образовательной сети;
  • координация действий структур, входящих в образовательную сеть, по ориентации детей в социуме, в мире профессий и выстраиванию индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, для эффективной организации деятельности кабинета предпрофильной подготовки, на наш взгляд, необходимо

  1. Определение нормативной правовой основы существования кабинета, его статуса.
  2. Финансирование деятельности.
  3. Создание информационно-технологической службы, способной осуществлять взаимодействие как с образовательными учреждениями, так учреждениями и организациями другого уровня, с населением.
  4. Кадровое обеспечение. Для создания открытой, постоянно обновляющейся системы профессиональной и профильной ориентации необходимы специалисты нового уровня, способные помочь ученику ориентироваться в постоянно изменяющемся мире профессий, социально-экономической сфере, в себе, в возможных траекториях собственного развития.