Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка
Проблемы, связанные с выбором профессии
Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля
и профессионального самоопределения.
Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:
- Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто,
выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию.
Педагогу важно довести до сознания учеников, что к этому ведет
многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно
начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на
конкретную профессию, а на суть профессионального становления.
- Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд
профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными.
- Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием
товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои
способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о
профессии, следует лично сделать выбор.
- Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии – на самое профессию.
Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать
специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к
конкретному представителю той или иной профессии.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Важно научить ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за
кажущуюся незримость) профессии, вскрывать ( усилием мысли и путем
направленного поиска нужной информации) существенные стороны
повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно
обрести веские доводы «за» и «против» при
выборе именно этой профессии.
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора:
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое
различение этих реальностей). За каждым учебным предметом стоит не
одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно
связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это
необходимо обратить внимание учеников.
- Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий,
станков с числовым программным управлением приводит к тому, что
меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием
обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального
труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном
облике профессии, ее технической эволюции.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных
при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений
интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания.
Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи
со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью
многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном
заведении начального профессионального образования, для поступления в
которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким
образом, построение профессионально-образовательного плана
выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений;
- Неумение разобраться отсутствие привычки разбираться в
своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.).
- Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса
о выборе профессии, особенностях труда профессионала.
- Закрытость детского дома приводит к ограниченному социальному опыту,
поэтому перечень знакомых профессий достаточно мал.
- Неумение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями.
При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать
следующие факторы.
- Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):
- взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего;
- взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой
выбор;
- взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.
Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации.
- Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации:
- «за компанию» пойдешь – неизвестно, полюбится ли
профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу;
- пойдешь «по интересам» – другие почему-то рассматривают как измену.
Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что
правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам
личности, а настоящие друзья – не те, кто давит, а те, кто
понимает.
- Позиция учителей, школьных педагогов,
воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей,
возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в
тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение
нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей
профессии
- Факторы психологического характера: специалисты
отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного
типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и
поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных
представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие
позитивной родительской среды, в которой закладываются основы
формирования гармоничной, физически и психологически здоровой
личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между
воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель
опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности
развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у
детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков
самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации.
- Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов
выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства
профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент
профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по
желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план
простраивается с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и
учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг
(подруга)…», близость учебного заведения к родному дому,
к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении,
закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен,
но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и
вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте;
- Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего).
Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного
профессионального места работы:
- главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности);
- цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область
деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое
трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения
мастерства, профессионального роста);
- пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и
справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование,
поступление в определенное профессиональное учебное заведение);
- внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия,
противодействия тех или иных людей);
- внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к
обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или
теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы
и работы по данной специальности);
- запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить
составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз,
туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые
помогут поступить».
- Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний – представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя
трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.
<< Вернуться
|