Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОУ

Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

ПЭ служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.

В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественно-научного цикла и в связи с трудовым обучением.

Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

И не только это. Существенное значение для профориентации учащихся имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?

Отбор объектов для ПЭ должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией (иначе получится антипрофориентация). Это могут быть предприятия машиностроения, радиоэлектронной промышленности, металлургии, химической промышленности, транспорта, строительной индустрии, связи и т.д. Полезно также проводить экскурсии на предприятия местного значения: на электростанцию, в троллейбусный парк, автомобильное хозяйство, на строительную площадку, телефонную станцию или телецентр (при изучении физики); на цементный, стекольный, керамический, спиртовой заводы (при изучении химии).

ПЭ могут проводиться

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цехи,
  • к отдельным техническим объектам.

Большой познавательный интерес вызывают у учащихся экскурсии в лаборатории заводов и фабрик, учебных и научно-исследовательских институтов. В их числе химические лаборатории промышленных предприятий, заводские лаборатории по испытанию свойств металлов, сплавов и синтетических материалов. Здесь учащиеся встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах учащихся практическую значимость.

Некоторые ПЭ могут проводиться преподавателями физики, химии, биологии или географии совместно, т.к. в ряде производств технологические процессы основываются на одновременном и взаимно согласованном использовании химических, биологических и физических законов и явлений. Например, на экскурсиях в литейный цех обращается внимание на физические принципы плавления и литья металлов и на условия, обеспечивающие их определенный химический состав.

Содержание ПЭ определяется исходя из задач учебного процесса.

Каково место ПЭ в учебном процессе?

Возможны экскурсии, предваряющие изучение темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению учителя).

Кто проводит экскурсию?

Обычно это работник службы профориентации предприятия, если такая имеется, или инженер по кадрам с привлечением специалистов на определенных объектах. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие педагог школы.

Какими могут быть ПЭ?

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на

  • ознакомительные (обзорные),
  • тематические,
  • профессиографические,
  • комплексные.

Выбор того или иного типа экскурсий зависит

  • от возраста экскурсантов,
  • от содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе,
  • от потребности школы в дополнении уроков наглядной демонстрацией,
  • от уровней контактов школы и предприятия,
  • от потребности предприятия в кадрах и его возможностей.

Что представляет собой ознакомительная экскурсия (ОЭ)?

ОЭ проводятся для учащихся 6-8 классов. Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.

Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Наоборот, отрицательные эмоции отторгают личность от предприятия, сферы материального производства. Для того чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе дает большую информационную нагрузку. Комментарии у объектов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность ОЭ не должна превышать 45 минут.

Тематическая экскурсия (ТЭ) является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала. Как правило, ТЭ имеет направленный характер. Например, при изучении слесарного дела на уроках технологии учитель должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника, слесаря-инструментальщика, лекальщика, сборщика.

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся могут (по усмотрению учителя) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.

ТЭ может быть полезна учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.

Профессиографическая экскурсия (ПрЭ) предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.

ПрЭ необходимо предварять профконсультацией, на основе которой учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь ослабления внимания.

ПрЭ требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области психологии труда, педагогики, организации промышленного производства.

В основу разработки содержания ПрЭ должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания. Однако, далеко не на все профессии существуют вполне достоверные профессиограммы. В случае их отсутствия можно применять следующую схему анализа профессии:

  • общие сведения о профессии,
  • история возникновения,
  • социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве,
  • перспективы развития, ее связь с другими профессиями.
  • Характеристика процесса труда
  • Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда.
  • Санитарно-гигиенические условия
  • Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.
  • Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека
  • Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.
  • Требования к профессиональной подготовке
  • Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе.

ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

Комплексная экскурсия (КЭ) ориентирована главным образом на учащихся подшефных школ. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Что должно предварять экскурсию?

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.

Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Учитель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются.

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и школа.

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии,

  • составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей школы, цели экскурсии;
  • составляет маршруты для разных типов экскурсий, согласовывает их с отделом ТБ;
  • готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую учебу.

Школа, в лице учителя-предметника или педагога в качестве классного руководителя,

  • разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;
  • уточняет цель экскурсии;
  • представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
  • вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.

Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

  • При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
  • Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
  • Входите в цех только через двери для прохода людей.
  • Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
  • Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
  • Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
  • Не смотрите на пламя сварки.
  • Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
  • Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
  • Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Для того чтобы ПЭ была эффективной:

  • Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
  • Экскурсовод должен знать:
    • цели и задачи экскурсии;
    • общий уровень подготовки и направленности учащихся;
    • методику показа объектов по маршруту;
    • историю и перспективы развития предприятия;
    • взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
    • общие моменты технологии изготовления изделий.
  • Экскурсовод должен отразить:
    • значение той или иной операции в технологическом процессе;
    • важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
    • влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
  • В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
  • В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

Экскурсовод ведет группу, находясь впереди.

В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.

Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий.

При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?

  • Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
  • Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
  • Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
  • Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
  • Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

В заключение можно сказать следующее: умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи школьных предметов с жизнью, техникой, производством.


<< Вернуться