Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка
Модель профориентационной работы на разных этапах
профессионального самоопределения молодежи
1 этап. Подготовительно-развивающий (4-8 класс).
Цель этапа:
расширение кругозора школьников о мире профессий.
Задачи:
- Проведение диагностических исследований, направленных на изучение познавательных и личностных
особенностей школьников;
- Формирование мотивации учеников к профессиональному выбору;
- Ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями.
Основные направления деятельности этапа:
- Ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных активных методов.
- Информационно-аналитическое направление: Изучение, анализ рынка труда. (Сбор информационно-аналитического материала осуществляется через отделы по делам молодежи, центры
занятости населения.)
- Диагностическое направление: Познание себя при помощи психологических тестов и через активные методы самопознания. Это направление работы включает диагностику, самодиагностику учащихся, самопознание личности.
2 этап. Формирование первичной готовности к выбору профессии (8, 9 класс).
Цель этапа:
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии,
карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей,
состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
- Предоставление старшеклассникам углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования.
- Проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов,
профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей.
- Оказание помощи при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором
профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).
- Контроль, планирование и анализ проведения работы в информационном и
диагностическом направлениях.
Основные направления деятельности этапа:
- Информационное направление.
- Знакомство с содержанием разных профессий;
- Знакомство с целями, условиями, средствами труда;
- Предоставление информации о необходимых и препятствующих качествах для успешного выполнения различного рода работ (в т. ч. ограничения по состоянию здоровья);
- Предоставление информации о спросе на рынке труда, возможных местах трудоустройства в
соответствии с социально-экономическими условиями данного района.
- Информация о необходимом уровне образования, учебных заведениях и т.п.
- Консультационно-диагностическое направление.
- Выявление склонностей, способностей, интересов и профессиональной направленности учащихся;
- Диагностика индивидуально-типологических особенностей с целью определения
соответствия с той или иной профессией;
- Социально-бытовое обследование в семье и школе;
- Медико-психолого-педагогическая экспертиза;
- Определение степени готовности к выбору профессии;
- Аналитическое направление.
- Организация, анализ, контроль профориентационной работы в различных структурах.
3 этап. Формирование готовности выбора будущей профессии и выбор (9-11 класс).
Цель этапа: Оказание помощи в выборе будущей профессии.
Задачи:
- Осветить требования каждой профессии к личности профессионала.
- Сформировать готовность к выбору путем развития профессионально-важных качеств.
Основные направления деятельности этапа:
- Информационно-просветительская деятельность:
- Предоставление информации о рынке труда;
- Организация и проведение общеознакомительных экскурсий в ВУЗы, на предприятия;
- Подключение квалифицированных специалистов для получения информации о возможностях получения профессий;
- Участие в организации выставок и форумов профессий;
- Создание информационно-поисковой системы.
- Диагностико-консультационная деятельность:
- Помощь в создании учебно-методологической базы.
- Контроль соблюдения прав и обязанностей школьной психологической службы: Отслеживание получения учащимися информации о рынке труда и вакансиях.
4 этап. Модель помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (18-20 лет).
Цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Задачи:
- Предоставление молодым специалистам информации, касающейся правовых норм, специфики рынка
труда, а также информации о вакансиях.
- Проведение диагностических исследований, касающихся ПВК (профессионально важных качеств) и
реориентации.
- Осуществление психологической подготовки к профессиональной деятельности.
- Отслеживание информации, касающейся того, каким образом происходит выбор профессий, и того, в
каких профессиях нуждается современное общество.
- Оказание психологической помощи при возникновении трудностей у студентов учебных заведений
(консультации).
- Создание рекламных акций, касающихся многоаспектности профессий (выставки, форумы профессий).
Основные направления деятельности этапа:
- Информационное направление.
- Предоставление молодежи информации о вакансиях на рынке труда (Центры занятости населения)
- Диагностическое направление.
- Оказание психологических услуг молодежи при подготовке к профессиональной деятельности и
трудоустройству.
- Консультативное направление.
- Консультирование по поиску работы и трудоустройству.
Еще одним самостоятельным этапом, который может являться показательным для всех выше перечисленных пунктов – рекламный.
На данном этапе проводится организация выставок, форумов профессий.
5 этап. Социально-психологическое сопровождение молодых специалистов в
профессиональном становлении (возраст от 20 до 30 лет).
Цель: обеспечение максимальных адаптационных условий для молодых
специалистов.
Задачи:
- Создание информационно-аналитической базы для улучшения работы с молодыми
специалистами.
- Осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей как со стороны молодого специалиста, так и со стороны работодателя.
Направления деятельности:
- Отслеживание количества выпускаемых специалистов, их распределение:
- Сбор сведений из ВУЗов, учебных учреждений, организаций, предприятий и т.д. (количество
выпускников по определенным специальностям, запросы из организаций);
- Сбор сведений о распределении молодых специалистов;
- Сбор информации о количестве востребованных местах, занимаемыми молодыми специалистами;
- Получение информации из военкоматов (справки количестве человек получивших увольнение)
для сопровождения молодых людей, вернувшихся из армии.
- Контроль соблюдения прав и обязанностей, как со стороны молодых специалистов, так и со стороны руководства:
- Получение молодым специалистом полной информации о правах и обязанностях на том
предприятии, где он работает;
- Поддержка молодого специалиста и его семьи;
- Отслеживание профессионального пути молодого специалиста.
- Подключение квалифицированных специалистов для оказания помощи при возникновении каких-либо
проблемных ситуаций (например, юристов, психологов, медиков):
- Информация о наличии квалифицированных специалистов на предприятии, организации, фирме и
т.д.;
- Тесное взаимодействие с отделами кадров, отделами по управлению персоналами, руководителями.
- Информирование о возможностях повышения квалификации, переквалификации:
- Информация о местах повышения квалификации в разных областях профессий, организация обучения.
- Помощь при потере места работы:
- Сбор сведений о функционировании предприятия;
- Сбор сведений о вакантных местах на других предприятиях;
- Информация о существовании центра помощи молодым специалистам.
<< Вернуться
|