Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка

Модель профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения молодежи

1 этап. Подготовительно-развивающий (4-8 класс).

Цель этапа: расширение кругозора школьников о мире профессий.

Задачи:
  1. Проведение диагностических исследований, направленных на изучение познавательных и личностных особенностей школьников;
  2. Формирование мотивации учеников к профессиональному выбору;
  3. Ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями.
Основные направления деятельности этапа:
  1. Ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных активных методов.
  2. Информационно-аналитическое направление: Изучение, анализ рынка труда. (Сбор информационно-аналитического материала осуществляется через отделы по делам молодежи, центры занятости населения.)
  3. Диагностическое направление: Познание себя при помощи психологических тестов и через активные методы самопознания. Это направление работы включает диагностику, самодиагностику учащихся, самопознание личности.
2 этап. Формирование первичной готовности к выбору профессии (8, 9 класс).

Цель этапа: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи:
  1. Предоставление старшеклассникам углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования.
  2. Проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей.
  3. Оказание помощи при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).
  4. Контроль, планирование и анализ проведения работы в информационном и диагностическом направлениях.
Основные направления деятельности этапа:
  1. Информационное направление.
    • Знакомство с содержанием разных профессий;
    • Знакомство с целями, условиями, средствами труда;
    • Предоставление информации о необходимых и препятствующих качествах для успешного выполнения различного рода работ (в т. ч. ограничения по состоянию здоровья);
    • Предоставление информации о спросе на рынке труда, возможных местах трудоустройства в соответствии с социально-экономическими условиями данного района.
    • Информация о необходимом уровне образования, учебных заведениях и т.п.
  2. Консультационно-диагностическое направление.
    • Выявление склонностей, способностей, интересов и профессиональной направленности учащихся;
    • Диагностика индивидуально-типологических особенностей с целью определения соответствия с той или иной профессией;
    • Социально-бытовое обследование в семье и школе;
    • Медико-психолого-педагогическая экспертиза;
    • Определение степени готовности к выбору профессии;
  3. Аналитическое направление.
    • Организация, анализ, контроль профориентационной работы в различных структурах.
3 этап. Формирование готовности выбора будущей профессии и выбор (9-11 класс).

 Цель этапа: Оказание помощи в выборе будущей профессии.

 Задачи:
  1. Осветить требования каждой профессии к личности профессионала.
  2. Сформировать готовность к выбору путем развития профессионально-важных качеств.
Основные направления деятельности этапа:
  1. Информационно-просветительская деятельность:
    • Предоставление информации о рынке труда;
    • Организация и проведение общеознакомительных экскурсий в ВУЗы, на предприятия;
    • Подключение квалифицированных специалистов для получения информации о возможностях получения профессий;
    • Участие в организации выставок и форумов профессий;
    • Создание информационно-поисковой системы.
  2. Диагностико-консультационная деятельность:
    • Помощь в создании учебно-методологической базы.
    • Контроль соблюдения прав и обязанностей школьной психологической службы: Отслеживание получения учащимися информации о рынке труда и вакансиях.
4 этап. Модель помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (18-20 лет).

Цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Задачи:
  1. Предоставление молодым специалистам информации, касающейся правовых норм, специфики рынка труда, а также информации о вакансиях.
  2. Проведение диагностических исследований, касающихся ПВК (профессионально важных качеств) и реориентации.
  3. Осуществление психологической подготовки к профессиональной деятельности.
  4. Отслеживание информации, касающейся того, каким образом происходит выбор профессий, и того, в каких профессиях нуждается современное общество.
  5. Оказание психологической помощи при возникновении трудностей у студентов учебных заведений (консультации).
  6. Создание рекламных акций, касающихся многоаспектности профессий (выставки, форумы профессий).
Основные направления деятельности этапа:
  1. Информационное направление.
    • Предоставление молодежи информации о вакансиях на рынке труда (Центры занятости населения)
  2. Диагностическое направление.
    • Оказание психологических услуг молодежи при подготовке к профессиональной деятельности и трудоустройству.
  3. Консультативное направление.
    • Консультирование по поиску работы и трудоустройству.

Еще одним самостоятельным этапом, который может являться показательным для всех выше перечисленных пунктов – рекламный. На данном  этапе проводится организация выставок, форумов профессий.

5 этап. Социально-психологическое сопровождение молодых специалистов в профессиональном становлении (возраст от 20 до 30 лет).

Цель: обеспечение максимальных адаптационных условий для молодых специалистов.

Задачи:
  1. Создание информационно-аналитической базы для улучшения работы с молодыми специалистами.
  2. Осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей как со стороны молодого специалиста, так и со стороны работодателя.
Направления деятельности:
  1. Отслеживание количества выпускаемых специалистов, их распределение:
    • Сбор сведений из ВУЗов, учебных учреждений, организаций, предприятий и т.д. (количество выпускников по определенным специальностям, запросы из организаций);
    • Сбор сведений о распределении молодых специалистов;
    • Сбор информации о количестве востребованных местах, занимаемыми молодыми специалистами;
    • Получение информации из военкоматов (справки количестве человек получивших увольнение) для сопровождения молодых людей, вернувшихся из армии.
  2. Контроль соблюдения прав и обязанностей, как со стороны молодых специалистов, так и со стороны руководства:
    • Получение молодым специалистом полной информации о правах и обязанностях на том предприятии, где он работает;
    • Поддержка молодого специалиста и его семьи;
    • Отслеживание профессионального пути молодого специалиста.
  3. Подключение квалифицированных специалистов для оказания помощи при возникновении каких-либо проблемных ситуаций (например, юристов, психологов, медиков):
    • Информация о наличии квалифицированных специалистов на предприятии, организации, фирме и т.д.;
    • Тесное взаимодействие с отделами кадров, отделами по управлению персоналами, руководителями.
  4. Информирование о возможностях повышения квалификации, переквалификации:
    • Информация о местах повышения квалификации в разных областях профессий, организация обучения.
  5. Помощь при потере места работы:
    • Сбор сведений о функционировании предприятия;
    • Сбор сведений о вакантных местах на других предприятиях;
    • Информация о существовании центра помощи молодым специалистам.

<< Вернуться