Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Профконсультация

Составляющие части эффективной профконcультации

В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога-профконсультанта с клиентом в консультационном процессе:
  1. Диагностико-рекомендательную консультацию, основанную на предварительной профдиагностике клиента и последующей выдачей ему рекомендаций о профпригодности.
  2. «Свободную беседу», когда вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле.
Этапы классической индивидуальной профконсультации:
  1. Установление контакта с клиентом.
  2. Уточнение запроса клиента и его формулирование (важно выяснить, что знает клиент о мире профессий, о самом себе, чего хочет, сформирован ли профессиональный личный план).
  3. Диагностический этап. Можно использовать в зависимости от запроса клиента: ДДО, Опросник Голланда, ОПГ, личностные опросники, активизирующие методики Н.С.Пряжникова…
  4. Выдача рекомендаций клиенту о выборе конкретной профессии или группы профессий, о выборе образовательной траектории, о выборе образа жизни.
Основные действия профконсультанта:
  1. Рассмотреть состояние здоровья оптанта (если оно в целом удовлетворительное выполнить действие 2, если неудовлетворительное – выполнить действие 2а).
  2. Провести по специальной программе вводную беседу.
  3. а. Порекомендовать медицинскую профконсультацию.
  4. Выявить профессиональные мотивы клиента.
  5. Выявить конкретные проф. интересы (если интересы имеются выполнить действие 5, если нет – выполнить действие 5а, далее 5б).
  6. Обратиться к соответствующей справочной литературе.
  7. а. Найти в справочнике профессии, пользующиеся спросом.
  8. б. Расширить у оптанта знания о профессиях.
  9. Определить соответствие мотивов оптанта с потребностями в выявленных профессиях со стороны общества (если соответствие высокое – перейти к действию 7, если нет – к 7а, 7б).
  10. Выявить в классе группы по интересам.
  11. а. Найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях.
  12. б. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5б, либо к 11а и осуществить этот переход.
  13. Определить специфику требований выделенных профессий к работнику (если требования повышенные, перейти к действию 9, если нет – к 9а).
  14. Наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с клиентом и перейти к пункту 11.
  15. Провести психодиагностическое обследование (если оптант соответствует особым требованиям профессии перейти к пунктам 9 и 11, если нет – к 11а).
  16. Повысить уверенность оптанта в правильности сделанного выбора.
  17. а.Наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более подходящую профессию.
  18. Убедиться в положительном эффекте проведенной работы (если все нормально перейти к пунктам 3 и 4, если нет – наметить более углубленную научно-практическую профориентационную работу с клиентом).
В большинстве случаев большую эффективность имеют групповые профконсультации. Это связано с тем, что в группе не только консультант влияет на клиентов, но и клиенты сами являются активными участниками, которые могут воздействовать друг на друга. Роль консультанта становится более пассивной, поскольку он с помощью специальных техник побуждает участников группы к активной работе.
<< Вернуться