Карьера: Профконсультация
Составляющие части эффективной профконcультации
В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога-профконсультанта с клиентом в консультационном процессе:
- Диагностико-рекомендательную консультацию, основанную на предварительной профдиагностике клиента и последующей выдачей ему рекомендаций о профпригодности.
- «Свободную беседу», когда вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле.
Этапы классической индивидуальной профконсультации:
- Установление контакта с клиентом.
- Уточнение запроса клиента и его формулирование (важно выяснить, что знает клиент о
мире профессий, о самом себе, чего хочет, сформирован ли профессиональный личный план).
- Диагностический этап. Можно использовать в зависимости от запроса клиента: ДДО,
Опросник Голланда, ОПГ, личностные опросники, активизирующие методики Н.С.Пряжникова…
- Выдача рекомендаций клиенту о выборе конкретной профессии или группы профессий, о выборе образовательной траектории, о выборе образа жизни.
Основные действия профконсультанта:
- Рассмотреть состояние здоровья оптанта (если оно в целом удовлетворительное
выполнить действие 2, если неудовлетворительное – выполнить действие 2а).
- Провести по специальной программе вводную беседу.
- а. Порекомендовать медицинскую профконсультацию.
- Выявить профессиональные мотивы клиента.
- Выявить конкретные проф. интересы (если интересы имеются выполнить действие 5, если нет
– выполнить действие 5а, далее 5б).
- Обратиться к соответствующей справочной литературе.
- а. Найти в справочнике профессии, пользующиеся спросом.
- б. Расширить у оптанта знания о профессиях.
- Определить соответствие мотивов оптанта с потребностями в выявленных профессиях
со стороны общества (если соответствие высокое – перейти к действию 7, если нет – к 7а, 7б).
- Выявить в классе группы по интересам.
- а. Найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях.
- б. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5б, либо
к 11а и осуществить этот переход.
- Определить специфику требований выделенных профессий к работнику (если
требования повышенные, перейти к действию 9, если нет – к 9а).
- Наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с клиентом и перейти
к пункту 11.
- Провести психодиагностическое обследование (если оптант соответствует особым
требованиям профессии перейти к пунктам 9 и 11, если нет – к 11а).
- Повысить уверенность оптанта в правильности сделанного выбора.
- а.Наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более
подходящую профессию.
- Убедиться в положительном эффекте проведенной работы (если все нормально перейти
к пунктам 3 и 4, если нет – наметить более углубленную научно-практическую профориентационную работу с клиентом).
В большинстве случаев большую эффективность имеют групповые профконсультации. Это связано с тем, что в группе не только консультант влияет на клиентов, но и клиенты сами являются активными участниками, которые могут воздействовать друг на друга. Роль консультанта становится более пассивной, поскольку он с помощью специальных техник побуждает участников группы к активной работе.
<< Вернуться
|