Карьера - профориентационный сайт советского района г. Красноярска

По всем вопросам обращайтесь по тел. 245-59-96
Шомахмедова Татьяна Владимировна
  -:- Главная -:|:- Учащемуся -:|:- Профориентатору
Карьера: Профконсультация

Схема анализа профессии

Авторы: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников

Цель: проведение сравнительного анализа трех или более предпочитаемых профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них.

Особенности процедуры проведения: проводится в группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему в предложенной последовательности.

После заполнения схемы школьники отмечают:

  • сколько неизвестных для них сторон профессии так и остались закрытыми;
  • какие новые стороны профессии открылись;
  • в какой профессии больше преимуществ, в какой – недостатков;
  • как изменилось отношение к профессиям после их анализа и т. д.

После заполнения схемы можно рассадить учащихся малыми группам в зависимости от сходства выбранной ими профессии или сферы труда. Таким образом, может получиться, что каждому школьнику придется три раза работать в трех разных группах, обогащаясь новыми сведениями.

Примечание. Как правило, во время обсуждения старшеклассники сообщают друг другу много различных сведений о профессиях в дополнение к тем, которые им удалось осознать.

Сравнительный анализ профессий
Основные характеристики профессии Профессии
  123

I. Предмет труда.

  1. Природа (живая и неживая).
  2. Материалы (заготовки, продукты и др.).
  3. Люди (дети, взрослые, больные, посетители, клиенты).
  4. Техника и транспорт.
  5. Знаковые системы (тексты, программы, чертежи).
  6. Художественный образ.

II. Цели труда.

  1. Контроль – оценка – диагноз.
  2. Преобразование (обучение, воспитание, приготовление блюд и др.).
  3. Изобретательная.
  4. Транспортирование.
  5. Обслуживание.
  6. Собственное развитие.

III. Средства деятельности.

  1. Ручные средства и простые приспособления (молоток, кисть).
  2. Механические средства.
  3. Автоматические средства (работающие по заданной программе).
  4. Функциональные средства (голос и др.),
  5. Теоретические средства (способ мышления).
  6. Переносные или стационарные средства.

IV. Условия труда.

  1. Бытовые условия.
  2. Большие помещения с людьми (концертный зал, банк).
  3. Обычный производственный цех.
  4. Необычные производственные условия (повышенная влажность, стерильность).
  5. Экстремальные условия.
  6. Работа на открытом воздухе.
  7. Подвижность (стоя у станка, в движении, частые командировки).

V. Общение в труде.

  1. Индивидуальный самостоятельный труд (работают сами по себе, минимальное общение).
  2. Общение с клиентами и посетителями.
  3. Обычный коллектив (одни и те же люди).

VI. Желание проявить те или иные качества.

  1. физическую силу
  2. внешнюю привлекательность
  3. интеллект
  4. самостоятельность
  5. чувство прекрасного

VII. Место учебы.

  1. Легкость поступления или сложность, чтобы хвалиться можно было.
  2. Легкость обучения или наоборот.
  3. Большая стипендия, льготы.

VIII. Место работы.

  1. Легкость трудоустройства.
  2. Переобучение за счет организации.
  3. Льготы.
  4. Перспективы карьеры.
  5. Высокая з/плата, возможно валютой.
  6. Возможность дополнительного заработка (чаевые, подарки)
  7. Свободный режим
  8. Стабильная работа, без кадровых перетрясок.
  9. Частые командировки.
  10. Возможность проявить власть.
  11. Спокойная работа (минимум нервного и физического напряжения).
  12. Польза для общества ярко выражена

IX. Образование.

  1. Без спец.проф.образования
  2. Краткосрочные курсы.
  3. Начальное проф.образование (ПТУ).
  4. Среднее проф.образование (техникум, училище).
  5. Высшее.
  6. Ученая степень.

Инструкция для подсчета

  1. В первый столбик выписать те факторы, которые повлияют на ваш выбор.
  2. Далее оценить на сколько хорошо эти факторы соотносятся с профессиями (от 0 до 4)
0 баллов – не соотносится
1 балл – слабо соотносится
2 балла – имеется некоторое соотношение
3 балла – хорошо соотносится
4 балла – очень хорошо соотносится

После проставления баллов подсчитать сумму баллов по всем столбикам. Вариант набравший больше баллов предпочтительнее для вас.


<< Вернуться